Condemned: Criminal Origins — обзор игры

Жанр: Horror/Action
Релиз: 2005-2006
Платформа: Xbox 360/PC
Разработчик: Monolith Productions

Осень 2005 года — плодотворная пора для Monolith Productions. Сперва выстрелил F.E.A.R — отличный шутер от первого лица с невероятно умными противниками и стильными slow motion эффектами, но с тухленькой хоррор-составляющей, заключающейся по большей части в том, что игроку приходилось перестреливаться с клонированными солдатами под гнетущий эмбиент в однообразных коридорах. Буквально через месяц в качестве лонч-тайтла для Xbox 360 была выпущена Condemned: Criminal Origins, о которой и пойдет речь далее по тексту.

Детектив Итан Томас вместе с полицией прибывает на заброшенную стройку с целью осмотреть место преступления, совершенного очередным маньяком, за которым он охотится. Процедуру прерывает постороннее лицо, явно следящее за происходящим. Итан вместе с офицерами пускаются в погоню, но заканчивается все плачевно: подонок отбирает пистолет у детектива и убивает из него полицейских. Теперь Итан в опале: коллеги из ФБР твердо убеждены, что это он совершил убийства, а из соратников остается Роза, работающая в лаборатории и таинственный друг отца героя – Малкольм Ванхорн, знающий намного больше, чем говорит. Главный герой решается на отчаянный шаг: фактически в одиночку выследить подставившего его убийцу и очистить свое честное имя, попутно погружаясь в хаос и самые темные дебри охваченного жестокостью города, сталкиваясь со злом, обитающим в самых омерзительных его уголках. Злом тривиальным, но крайне опасным. И чем дальше он продвигается в своих поисках, тем больше он получает неожиданных и жутких ответов на вопросы, которые даже не задавал…

Единственное, что роднит Condemned с предыдущей игрой студии — общее однообразие и серость и унылость локаций. Студия явно не любила тратить (а возможно, бюджет не позволял) ресурсы на такие малозначительные вещи как проработка деталей и игрового окружения. Где бы вы не очутились, вас ожидают пустые бежевые стены и размноженные под копирку столы, шкафы и полки с редкими вкраплениями уникальных помещений вроде холлов, двери которых ведут назад к серо-бежевой мешанине. Картину усугубляют текстуры смехотворно низкого даже по меркам 2005 года разрешения, от которых глаза немного пощипывает. Спасать ситуацию призваны визуальные эффекты вроде объемного освещения и мягких динамических теней весьма достойного уровня.

Но разработчики не дураки, и поэтому солидную часть игры мы будем тихонько вышагивать (а герой и вправду еле ползает, причем спринт уничтожает его легкие за считанные секунды) либо по едва освещенным локациям, либо сжимая фонарь в руках, в кромешной темени. Темнота — не только друг молодежи, но и спасение кошелька экономного издателя. Так как визуальное уныние — это чуть ли не первое, что бросается в глаза при погружении в грязный мир Condemned, я не мог не начать с этого. Но давайте же отвлечемся от разглядывания текстур и перейдем к сути.

Суть Condemned: Criminal Origins заключается в избиении бомжей, наркоманов и городских сумасшедших всеми возможными подручными средствами. Вымышленный американский город подвергся серии вспышек криминальной активности аномальной природы, спустивших с поводка и без того не самых дружелюбных маргинальных элементов, и с этим фактом придется считаться. Подручных средств достаточно: это и трубы, элегантно выдираемые прямо из трубопровода, и куски арматуры, и доски с гвоздями, и даже хлипкие руки манекенов. Импровизированное оружие отличается не только внешним видом, но и значениями четырех параметров: скорость, блок, дистанция и урон. Все вполне логично: коротким обрезком трубы легко размахивать, но много урона он не нанесет, да и подходить придется вплотную. Другое дело — тяжеленная кувалда, замах которой длится примерно вечность, за которую шустрый противник успеет нанести пару зуботычин, но чей удар является весомым аргументом в любой дискуссии.

Вся игра завязана на тесных стычках с кровожадными психами, порой потерявшими последние остатки человечности, и она в этом хороша. Да, ей не чужды некоторые паранормальные элементы, но в целом она сохраняет настроение приземленного реалистичного хоррора в сеттинге грязного мегаполиса. Игрок остервенело лупит палкой очередного заросшего бомжа, выпрыгнувшего из-за угла, стараясь не пропускать болезненные ответные удары, все это сопровождается кряхтением, рычанием и криками — настоящее первобытное веселье, достойное истинных джентльменов. Сам не замечаешь, как концентрируешься на процессе, стиснув зубы от напряжения и уставившись в монитор. Игра сложная, она не прощает ошибок: не научившись вовремя блокировать или умело контратаковать далеко в ней не продвинуться. Пока мы лупим одного врага — все хорошо, но, когда против нас выходит толпа, ситуация может легко выйти из-под контроля.

Особо опасных маргиналов можно вывести из строя шокером, и пока те дергаются, обезоружить. Жизненно необходим данный прием для противостояния бомжам, где-то раздобывшим огнестрельное оружие. Естественно, из него можно пострелять, но боезапас ограничен тем, что имеется в обойме, больше подобрать не получится. Расстреляв ту пару патронов, что имелась в найденном дробовике, герой может некоторое время отбиваться прикладом, но это крайне неэффективно. Также стоить отметить возможность отвесить пинок, которая хорошо показывает себя против пытающихся подняться на ноги противников. Нехитрый набор «удар – блок – электрошок – пинок» гарантированно уложит рядового торчка, но с более мясистыми соперниками придется попотеть. Хорошо, что всем этим ребятам в целом без разницы на кого выплескивать свою безудержную агрессию и они могут вполне начать бить по физиономии своих братьев по разуму. В такой ситуации неплохо просто тихо где-то отсидеться, пока не выживет сильнейший, а потом устроить ему финальный бой, из которого он вряд ли выйдет победителем.

Но не драками едиными наполнена Condemned. Так как главный герой повествования, Итан Томас — детектив из ФБР, он всегда носит с собой полный мешок различных гаджетов для сбора улик вроде фотокамеры, анализатора материалов и детектора запахов. Полученные с места преступлений улики он направляет в лабораторию, где его коллега Роза пытается что-то с ними сделать, чтобы помочь следствию, а заодно и найти сюжетный повод отправить игрока из одной помойки со злыми бичами на другую помойку с еще более злыми бичами. Мини-игры с поиском источника резкого запаха и фотографирования отпечатков пальцев разнообразят геймплей, но не привносят никакого нового испытания. Как только мы наведем прицел гаджета на нужную точку, подсказка внизу экрана сообщит, что мы на правильном пути и пора доставать другое приспособление. Камера всегда услужливо намекнет зеленым огоньком, когда мы поймаем хороший фокус, а все те же подсказки внизу экрана никогда не дадут пропустить помещение, в котором находятся улики. То есть там, где игрока по-хорошему надо бы заставить напрячь извилины, геймдизайнеры просто ведут за руку, что огорчает. Лишь в паре моментов за всю игру эти гаджеты применяются в интересных ситуациях.

Умеет ли Condemned пугать? В общем и целом, да, при этом используя для достижения эффекта разные приемы. Изредка подкинет классический «скример» прямо в лицо, иногда грамотно выстраивает атмосферу, используя особенности локации и происходящих в ней событий. Чисто от себя отмечу эффект обратной «зловещей долины»: некоторые здешние враги до такой степени деградировали, что практически утратили человеческий облик и более походят на каких-то монстров, при этом технически оставаясь людьми, что выглядит, признаться честно, довольно неприятно. В сухом остатке, это не та игра, в которую вы побоитесь играть ночью. Если вы не слишком впечатлительный человек, конечно.

Впрочем, поводов ругать игру найдется немало. Итан умеет приседать, прыгать и даже взбираться по лестнице исключительно по нажатию клавиши только в специально отведенных для этого местах. Все остальное время сила притяжения примагничивает его к земле, а колени напрочь отказывают сгибаться. Перемещение в пространстве — вообще не его конек, судя по тому как уставший детектив лениво перебирает конечностями. Иногда на пути игрока встает особенная дверь, которую можно открыть только особенным образом. Видите деревянную дверь с трещиной? Ее можно проломить исключительно топором. Навесной замок? Пора искать кувалду. Электронный замок? Ну тут поможет только лопата, вставляемая в считыватель карты. И эти условности просто не дают мне покоя. Почему я не могу пробить деревянную дверь кувалдой, сбить навесной замок железной трубой, а электронный замок замкнуть какой-нибудь плоской железякой? Да просто потому что разработчикам необходимо потратить ваше время, но как потратить его увлекательнее они не сообразили. Condemned скоротечна, а такие моменты худо-бедно продлевают процесс, пускай и не лучшим образом.

***

Тем не менее, где Condemned: Criminal Origins хороша — она действительно хороша. Брутальный, напряженный и изматывающий мордобой от первого лица мало кому удавался лучше. Если бы Monolith Productions приложили больше усилий для проработки всего остального, то игра запомнилась бы как один из лучших хорроров своего времени. Но судя по скомканному финалу и сомнительной Condemned 2: Bloodshot, творческий ручеек серии пересох еще в 2005 году.

Добавить комментарий