Жанр: Action
Релиз: 2005-2018
Платформа: PS2/PS3/PS4
Разработчик: Team Ico
Могут ли видеоигры являться произведениями искусства? Дискуссии на эту тему не утихают по сей день, порой перерастая в жаркие споры. Один лагерь рассматривает игры исключительно как нечто сугубо развлекательное, другой же ищет достойные примеры в доказательство того, что игры – это нечто большее. И только разработчики, наделенные нестандартным мышлением и настоящим талантом, берут и в один прекрасный момент являют миру подлинные шедевры интерактивного искусства, овладевая умами и сердцами игроков на долгие годы, а то и на всю жизнь.
Sony PlayStation 2 – кладезь действительно хороших игр, чей запас не перебьет никакая иная домашняя консоль. Но помимо хороших, как вы понимаете, на данной системе вышла уйма отличных, а то и шедевральных проектов, множество из которых – чистые эксклюзивы, разработанные подразделениями самого японского гиганта. Одна из таких “домашних” студий – Team ICO, руководителем которой являлся крайне талантливый геймдизайнер Фумито Уэда, ныне покинувший её. Под его руководством студией было выпущено всего две игры. Заключительная часть связанной сеттингом и идеями трилогии под названием The Last Guardian была закончена только в 2016 году. Что же до Shadow of the Colossus – это второй проект Team ICO, выпущенный на волю в 2005 году, а позже переизданный на PS3 в 2011 году как часть сборника ICO & Shadow of the Colossus HD Collection.
Все гениальное – просто. Поражаешься порой, когда это изречение в который раз подтверждается на деле. Shadow of the Colossus весьма аскетична по своей сути, но это ни в коем случае не идет игре во вред. Самая простая составляющая здесь – сценарий, но и он, поверьте, сможет задеть сентиментальные струны вашей души. Главный герой нехитрого на первый взгляд повествования – юноша по имени Вандер, прибывает в Запретные Земли на верной лошади Агро с бездыханным телом девушки по имени Моно, принесенной в жертву из-за её проклятой судьбы. По легенде, в храме, расположенном в запретных землях, обитает таинственный Дормин, наделенный огромной силой – способностью воскрешать умерших. Именно за эту возможность, как за последнюю спасительную соломинку цепляется Вандер, готовый любой ценой вернуть Моно к жизни.
Когда Вандер прибывает в храм по длинному мосту, дверь за его спиной закрывается намертво. Юноша кладет Моно на алтарь, после чего обращается к Дормину со своей просьбой. Дормин, разделенный некогда на множество частей, соглашается воскресить девушку, но взамен Вандер должен найти и уничтожить шестнадцать колоссов, а также пожертвовать кое-чем еще, но парень согласен на все и отправляется в путь, не мешкая – на сражение с первым гигантом. Такова завязка. До самого конца игры нас ждет лишь парочка сюжетных катсцен – на этом все.
Но Shadow of the Colossus – та игра, что ценна за свой игровой процесс, за погружение в нее, за часы напряженных и насыщенных сражений и за непродолжительные медитативные моменты. Геймплейных элементов – минимум. В этом вы убедитесь с самого начала игры. В нашем распоряжении меч, лук и лошадь – единственные спутники в нелегком путешествии. Общее количество врагов на всю игру – шестнадцать каменных гигантов. Жизненную энергию и выносливость увеличивают съеденные ящерицы и фрукты. Но этого хватает с лихвой, чтобы получить целое море незабываемых ощущений, какое способны подарить лишь редкие игры.
Получив наводку от Дормина, мы отправляемся к колоссу. Но для начала нам нужно его найти, а это совсем не так просто, как кажется. Shadow of the Colossus не предлагает удобной миникарты, вместо нее здесь меч, который, будучи освещенный солнцем, показывает направление, в котором нам нужно следовать. Но луч света в большинстве случаев указывает прямо на гору или на противоположный край обрыва, а то и вовсе куда-то под землю, так что выискивать путь приходится самостоятельно, на что уходит определенное время. Помимо этого, меч не может показывать дорогу в местах, где господствует тень.
Во время странствий по безлюдным пустошам нас сопровождает лишь шум ветра да топот копыт Агро. Команда Уэды решила не добавлять никакого музыкального сопровождения в “спокойные моменты”. Казалось бы, годный амбиент или спокойная ненавязчивая музыка не помешали бы, но со временем просто великолепная работа, проделанная над звуком, очаровывает. Плеск воды, ветер, гуляющий средь крон деревьев в немногочисленных рощах, и потрясающая реверберация в пещерах и ущельях ласкают слух и располагают к должному погружению в игру. Скачешь себе, любуешься красотами, наслаждаешься звуками природы… Пока, наконец, не доберешься до колосса.
И тут начинается самое интересное, безумное и захватывающее! Когда проходит катсцена с пробуждением поистине огромного ожившего изваяния, и мы остаемся с ним один на один в первый раз, хочется спросить: “А что делать-то?” Колосс кажется неприступным и абсолютно неуязвимым, а Вандер – крохотным муравьем, которого великан способен прихлопнуть одной левой. На помощь вновь приходит меч – отраженными лучами он указывает на уязвимые места исполина. Хорошо, теперь нам нужно выяснить, как до них добраться. И это – настоящая головоломка.
Каждый колосс требует особого отношения. Используя элементы окружения или выискивая на великане особые болевые точки, мы добиваемся того, что забираемся на его тело и там приходится держаться крепко: тот обязательно захочет нас сбросить как назойливого жука. Как захватывает дух, когда наш герой, ухватившись за крыло летающего колосса, вместе с ним взмывает ввысь! На теле колосса расположено несколько светящихся уязвимых мест (бывает и одно), которые нужно поражать мечом до того, как они погаснут. Если игроку не хватает выносливости – он оказывается скинутым на землю, после чего “покорение” колосса приходится начинать заново. К счастью, мы не погибаем от падения с высоты.
Обычно гигант требует несколько подходов, иным же хватает и одного, только более сложного в реализации. К примеру, чтобы победить одного из противников, герою придется хитростью заставить того рушить башни, тем самым открывая себе дальнейший путь. После этого бедолага сам выроет себе могилу, обвалив на свое тело каменную плиту. Все, что останется игроку – добить колосса. Другого же колосса предстоит уронить на бок, чтобы добраться до его уязвимого места, используя гейзер. Но прежде всего его к этому самому гейзеру нужно приманить, при этом ловко уклоняясь от его атак. Кстати, помимо ближних атак, многие каменные гиганты имеют и дистанционные.
Без лошади не обойтись: верный скакун незаменим в половине схваток. Управлять Агро непросто, требуется некоторая сноровка. Иногда она может испугаться колосса и перестать слушаться управления. Однако, в отличие от Ico и недавнего The Last Guardian, взаимодействие с ней не превращается в изнуряющую пытку, каковой является общение с компаньонами в вышеупомянутых играх. По свистку Агро примчится в сию же секунду, на скаку вы сможете стрелять из лука и выполнять трюки сложностью выше. К лошадке привыкаешь как к другу.
Колоссы бывают самыми разными: одни сухопутные, другие обитают в воде, третьи летают высоко в небе, иные вообще под землей. Действительно крупные колоссы медленные и неповоротливые, а те, что поменьше – быстры и агрессивны. Но все они прямо как живые, и многих из них по-настоящему жалко убивать! Порой чувствуешь себя настоящим злодеем, глядя на то, как отчаянно они хватаются за жизнь, издавая мучительный утробный рев, когда пронзаешь их “ахиллесовы пяты”. Это целиком и полностью заслуга дизайнеров и художников игры – такими живыми каменные изваяния еще никто не изображал: вы только посмотрите на их выразительные светящиеся глаза.
А какая музыка играет на протяжении битвы! Тревожные пассажи сменяются воистину эпическими мотивами, в которых гармонично силились воедино масса живых инструментов и маленькая щепотка электроники в редких моментах. Несмотря на то, что в память музыка не врезается, она изумительно дополняет происходящее. Да и выглядит игра чертовски хорошо: разработчики выжали из PlayStation 2 все соки. Огромные открытые пространства без дополнительных подгрузок, потрясающе детализированные колоссы, приятное освещение – красота, одним словом. Жаль, что за это пришлось расплатиться зачастую проседающей вплоть до 15 fps частотой кадров и очень низким разрешением. Поэтому лучший вариант для ознакомления с игрой – переиздание 2011 года для PS3, где эти проблемы были решены.
После победы над каждым колоссом и демонстрации его гибели, в нашего героя проникает некая темная материя, вырвавшаяся из тела поверженного гиганта, а затем Вандер падает в обморок и приходит в себя уже в храме. И так всегда. Каждое сражение неизбежно меняет юношу: кожа темнеет, а из головы пробиваются небольшие рога. Он обречен, и игрок это понимает, отчего возникает некоторая эмоциональная связь с героем, в чьей шкуре ему и так приходится слишком часто висеть на волоске от гибели. Но цель Вандера – вернуть к жизни Моно любой ценой. Мы даже не знаем, кем она является, но почему-то сопереживаем и ей. Минимум слов, минимум сюжета, но вот парадокс – Team Ico умудряются рассказать целую историю, которая трогает.
После прохождения игры, которое займет у вас около 7 часов, откроется возможность сражения с колоссами на время, однако мне доставило удовольствие обычное повторное прохождение игры с повышенной сложностью. Также игра таит в себе несколько маленьких секретов, для достижения которых придется серьезно попотеть. Стоит ли овчинка выделки, зависит от того, насколько вы полюбили Shadow of the Colossus. Если же она понравилась вам так же сильно, как и мне, то вполне можно заняться получением достижений (речь о PS3-версии), среди которых, например, полет определенного времени, зацепившись за птицу, или молитва во всех святилищах. Последнее дает прекрасную возможность ознакомиться с просторами мира игры.
***
Те несколько вечеров, что вы проведете за Shadow of the Colossus, не пройдут бесследно. Столь любовно сделанный проект просто не может не отложиться в памяти. Лично в моей он навсегда останется как, пожалуй, самая лучшая игра, что когда-либо была пройдена мной. Серьезное событие в интерактивном искусстве, ознакомиться с которым никогда не поздно. Так почему бы не сделать это прямо сейчас?