Downfall – обзор игры

Жанр: Adventure/Horror
Релиз: 2016
Платформа: PC
Разработчик: Harvester Games

Ремигиуш Михальски – талантливый и самобытный человек, что он уже неоднократно подтвердил, в первый раз – в 2009 году, когда состоялся релиз Downfall: A Horror Adventure Game, во второй – с выходом The Cat Lady (можете прочитать мой краткий обзор на нее здесь), которая действительно выстрелила и дала возможность довольно специфическому инди-разработчику заняться играми уже на постоянной основе.

Как признался творец из Польши в одном интервью, переделывать Downfall ему пришлось потому, что фанаты просили выпустить оригинал в Steam, а он, по его мнению, вышел довольно дерьмовым. Отчасти разработчик прав: сейчас на эту игру без слез не взглянешь (да и в 2009 году ситуация была ничуть не лучше) и ремейк напрашивался сам собой. В дебютный проект автора я играть не стал, но после прохождения обновленной версии у меня в голове возникло, на мой взгляд, меткое описание этой игры: “От людей, поигравших в Silent Hill 2 и почитавших Стивена Кинга”.

Но начну пожалуй с того, о чем все это. После довольно эффектного пролога, повествующего о трагической смерти младшего брата Джо Дэвиса и знакомства последнего со своей будущей женой Айви, Downfall стартует с места в карьер. Вот главный герой закадровым голосом рассказывает о том, что его отношения с женой стали хуже некуда, посему он решил провести совместный с ней уикенд в отеле “Quiet Haven”, вдали от дома. Вот они заселяются в единственный свободный номер с двумя раздельными кроватями, вот они ссорятся иииии… все летит к чертям окончательно, без намеков на более-менее развернутую завязку. Наутро жена главгероя исчезает, управляющая неохотно рассказывает, что искать нужно у Софи (беспокойной девушки из соседнего номера) и даже соглашается дать герою ключ от ее номера, который, к несчастью, съедает кот.

С этого самого момента Downfall начинает играть в психологический хоррор, где все образы, персонажи, места и вещи – не то, чем они кажутся. Редко, но метко использовавшийся в индустрии раньше, сейчас этот жанр серьезно страдает от неуемной, а зачастую еще и неумелой его эксплуатации. Хотелось бы мне сказать, что в этот раз все удалось, но нет. Не удалось. А ведь задел был весьма и весьма интересный. Нечасто (если вообще когда-либо) в видеоиграх поднимается проблема анорексии и фэтшейминга со всеми вытекающими последствиями. Дело в том, что жена Джо с самого детства считает себя толстой (а скорее всего ей это просто-напросто внушили) и по этому поводу истязает себя морально и физически, что доводит не только ее, но и протагониста до ручки, что мы можем ярко наблюдать, проходя игру.

К сожалению, подается вся эта история с элегантностью слона в посудной лавке. Заботливый Ремигиуш просто из ведра поливает нас пояснениями тех или иных и без того наглядных образов. То ли он сам не до конца уверен в своих сценарных талантах, то ли считает игроков за дурачков, понять мне так и не удалось. Игра завалена до безобразия жирными, потерявшими человеческий облик женщинами – это такой себя видела Айви. Повсюду разбитые зеркала – это потому что ей было противно собственное отражение. Вы поняли, а? Вы точно поняли? Нет, давайте я на всякий случай объясню это вам еще и прямым текстом! И так всегда. Поверьте: если некоторые вещи в игре остаются необъясненными, даже не пытайтесь ломать голову над разгадками – они присутствуют здесь просто так, либо сам автор не смог придумать оправдание их существованию. Почему в столовой сидят люди со звериными головами? Зачем герои разговаривают со свиной тушей и оленьей головой? Почему мы вообще имеем возможность играть за Агнес, если она просто является воплощением лучших качеств жены Джо Дэвиса? И таких вопросов наберется с десяток. Остается только махнуть рукой и воспринимать этот бред как должное.

Еще один недостаток Downfall – скоротечность. За те четыре часа, что отнимет игра, она усердно городит огород  из довольно простой, хоть и интересной истории, чтобы потом с улюлюканьем проехаться по нему трактором, спеша к финалу. А вплетение в сюжет Кошатницы выполнено с хирургической точностью, достойной еще одного персонажа игры, Доктора Z, проводящего пересадку мозга простым запихиванием донорского органа во вскрытую черепную коробку – настолько оно грубо и неуместно. Понятно желание создателя поместить Downfall во вселенную The Cat Lady, вот только он сам не до конца понимает, что эта вселенная из себя представляет. В результате мы получаем очень странный спин-офф из оригинальный идеи и приклеенными синей изолентой кусками “Кошатницы”. Ну что ж, оставим это сомнительное решение на совести автора.

Что по шок-контенту? Его тут в избытке, но воспринимается он как что-то будничное. Вот мы сжигаем кота в печи, вот у девушки взрывается голова, вот мы готовим коктейль из куска человечьего жира и отрезанной головы, но так как игра практически не демонстрирует нам нормальную реальность и не дает никакой передышки для создания контраста, то до всей этой жести, по большему счету, нам нет никакого дела. Да и сами герои, честно говоря, очень вяло реагируют на творящийся вокруг них хаос и парад мяса. Но справедливости ради отмечу, что некоторые отдельные сцены в игре получились довольно жуткими и впечатляющими.

Играется Downfall в точности так же, как и The Cat Lady: мы ходим по локациям, собираем предметы и решаем простые головоломки. И если в похождениях Сьюзан Эшворт еще было где призадуматься, то тут все стало совсем просто: ни одна внутриигровая задача не вызвала у меня ни малейших затруднений. Также мы довольно активно участвуем в диалогах, от выбора ответа в которых частично зависит то, какую концовку мы получим. Варианты ответов делятся на две категории: “Отыгрываем конченую мразь” и “Отыгрываем истинного рыцаря с безупречным моральным компасом”. Жаль, что слова с действиями чаще всего никак не соотносятся. Какие бы нежности мы не говорили жене, как бы усердно мы не отвергали приставания управляющей отеля, мы все еще сжигаем кота в печи и валим кучу народа, для приличия поломавшись в паре абзацев текста.

А где по-прежнему все хорошо, так это в картинке и в звуке. Была проделана потрясающая работа: локации смоделированы с любовью и выдумкой, персонажи нарисованы с душой, озвучка героев выполнена на достойном уровне, музыкальное сопровождение идеально подходит к игре. Сравните версию 2009 года с этим ремейком и ничто не заставит вас браться за нее, за исключением спортивного интереса. Единственный недочет, бросившийся в глаза – уморительная анимация ходьбы Джо-подростка.

***

Downfall – это театр абсурда, выставка спорных и зачастую неуместных решений с проблесками отличных идей и местами хорошей историей. Горькое послевкусие с нотками разочарования и обиды за загубленный потенциал. Получил ли я удовольствие от игры? Определенно, да. Нужен ли был этот ремейк? Скорее всего, нет.

Добавить комментарий