The Medium — обзор игры

Жанр: Adventure
Релиз: 2021
Платформа: XBOX Series/PC/PS5
Разработчик: Bloober Team

Персонам, ответственным за продвижение The Medium, можно поаплодировать стоя: так умело напустить пыль в глаза, при этом нигде нагло не соврав, нужно уметь. Первый (и, безусловно, мастерски поставленный) трейлер разбередил старые раны поклонников серии Silent Hill, показывая две параллельных реальности под такие родные мотивы самого Акиры Ямаоки. «Что ж, раз Konami не чешется, будем ждать игру от поляков,» — рассудили игроки. А Bloober Team все подливала масла в огонь: «Смотрите: у нас тут Трой Бэйкер на озвучке!», «Мы пригласили Мэри Элизабет Макглинн исполнить несколько песен!» и прочее в том же духе. Осторожно малыми порциями демонстрируя геймплей с запатентованной (серьезно, они это запатентовали) системой отображения двух реальностей одновременно, студия разогревала истосковавшихся по крупным хоррор-играм любителей жанра, при этом не раскрывая всех карт. Результат такого заигрывания с аудиторией (а еще и удачной сделки с компанией Microsoft) превзошел все ожидания — игра окупилась за один день. Один. День. Снимаю шляпу, Bloober Team.

Итак, теперь предметно для тех, кто воздвиг воздушный замок из завышенных промо-материалами ожиданий. Игре бесконечно далеко до тонкой материи Silent Hill. Вы не услышите в саундтреке полюбившееся вам звучание Акиры Ямаоки. Троя Бэйкера можно было заменить любым мало-мальски опытным актером озвучки, ничего не потеряв. Песни Макглинн не особо трогают и утрамбованы в последний час истории. Поделенная надвое картинка, показывающая реальный и потусторонний миры одновременно, геймплейно используется кое-как. Вы еще со мной? Вот и славно, потому что The Medium, к счастью, не только дым и зеркала, но и достойное самостоятельное произведение, пускай иногда и теряющее собственное лицо.

Марианна — медиум, чей дар — провожать неупокоенные души на тот свет. Она чувствует хранимую вещами информацию, ауру мест, но более того — может путешествовать по причудливой параллельной реальности, нередко населенной душами усопших, не сумевших отойти в мир иной под тяжестью багажа земной жизни. Джек, приемный отец героини, владел ритуальным агентством, а та, помогая ему вести дела, нередко общалась с мертвыми людьми. Марианна возвращается домой к безвременно умершему отчиму, чтобы проводить его в последний путь во всех смыслах этого выражения: подготовить тело к похоронной церемонии и избавить душу от груза переживаний за дальнейшую судьбу дочери. Уже на месте, разобравшись с делами, Марианна получает звонок от встревоженного человека по имени Томас, умоляющего приехать в заброшенный санаторий «Нива» и помочь. Взволнованная словами о том, что он знает, кем она является и что тот готов поведать об ее прошлом, героиня немедленно отправляется в это место. «Нива» обладает дурной славой места, когда-то ставшего молчаливым свидетелем массовой резни, унесшей множество жизней, после чего санаторий, естественно, был закрыт навсегда. Марианна моментально ощущает мощнейшую зловещую энергетику на своей шкуре, но желая найти Томаса и выяснить, что тот хотел рассказать, все-таки заходит внутрь и погружается в мрачную историю курорта для рабочих Польской Народной Республики.

The Medium — чуть ли не классическая (хоть и упрощенная) адвенчура с хоррор-элементами. Для продвижения необходимо искать ключи, применять предметы на нужных точках взаимодействия да решать простейшие головоломки, которые вряд ли у кого-нибудь вызовут затруднения. Активные точки интереса в лучших традициях подсвечиваются, потому вы гарантированно не пропустите важные для прохождения объекты. А поскольку Марианна обладает сверхъестественными способностями, в нужные моменты они приходят на помощь либо прокладывая путь подобно GPS-навигатору, чтобы вы не заблудились в редких открытых локациях, либо помогают найти спрятанные предметы, выделяя их белым контуром по нажатию определенной кнопки.

Хваленный «сплит-скрин» с одновременной демонстрацией происходящего в реальном и потустороннем мирах, к сожалению, используется в креативных целях преступно мало, будто сами разработчики, набившие руку только на «симуляторах ходьбы», не смогли обернуть в столь изящную обертку что-то по-настоящему существенное. Да, изнанка реального мира выглядит потрясающе, и в целом для инди-хоррора «Медиум» впечатляет визуальным исполнением, но вот беда: как правило, Марианна просто бегает из точки А в точку Б на двух экранах одновременно, изредка взаимодействуя с объектами, существующими только в одной из реальностей. Из запоминающегося — загадка с часами и потайным проходом в кабинете управляющего санаторием, где необходимо на одной половине экрана поворачивать стрелки часов назад, буквально отматывая при этом события, происходящие на второй. Недаром данный эпизод демонстрировался в геймплейных роликах. Так что по большей части, идея с распараллеленными мирами на одном экране служит лишь художественной части игры.

В мире духов, тем не менее, действуют свои правила и поджидают свои опасности, с которым нужно считаться. Часто продвинуться дальше мешает рой мотыльков, наносящий урон героине, а защититься от них можно только наколдовав магический щит, сжигающий мелких негодяев. Щит этот требует для работы силу света, напитаться которой можно на своеобразных станциях зарядки. Иногда эти алтари истощены, и чтобы вернуть им «заряд», необходимо создать возле места их расположения позитивную атмосферу. Для этого требуется принести в это же место в реальном мире вещь, хранящую в себе теплые воспоминания, для нахождения которой героине придется прощупывать местность на предмет зацепок. Справедливо это и для второго играбельного персонажа, только тому для подзарядки требуются уже негативные вибрации. Так же Марианна вооружена способностью наносить сильный энергетический удар, расходуя ту же силу света. Он помогает единожды вырваться из лап схватившего ее монстра-преследователя или завести поломавшиеся в реальном мире электрические устройства (щитки, рубильники и так далее).

Необходимость потратить кучу усилий для выполнения тривиальной задачи — это минус, о котором нельзя не упомянуть. Бич престарелых сурвайвл-хорроров и квестов снова на наших экранах в 2021 году. Для того, чтобы подобрать валяющийся в труднодоступном месте болторез, игроку предстоит выполнить длинную цепочку из манипуляций в двух мирах, отнимающую около получаса (если не больше) реального времени. И наш медиум, как будто издеваясь, постоянно комментирует как это муторно — доставать этот чертов болторез. Не будь эта секция снабжена мелкими интересными деталями, ее существование было бы очень трудно оправдать.

Самую серьезную опасность концептуально представляет Пасть — инфернально злое существо, сильное настолько, что способно достать свою жертву на территории как потусторонней, так и реальной версии санатория «Нива» и его окрестностей. На деле же стычки с Пастью подаются небольшими дозами и не представляют из себя ничего достойного упоминания: смехотворные стелс-эпизоды да догонялки.

Само собой, помимо квестовых активностей и дежурных пряток с неубиваемым монстром, можно занять себя чтением документов и прослушиванием «эхо» — обрывочных записей событий прошлого. Ну а что вы думали? Тут не будет записок? К чести Bloober Team, фактически вся текстовая информация, которая предлагается к ознакомлению, имеет строгое отношение к сюжету игры и раскрытию предыстории, поэтому ее потребление не тратит время попусту, да и вообще редко служит как опора для сценария, несущими стенами которого все-таки являются катсцены и геймплейные секции.

Что до качества самого сценария — оно неровное. В целом сюжет интригует, за ним достаточно просто следить, он понятен и в общем-то структурно крепок. Герои повествования пускай и простые, злодеи — чуть ли не карикатурные, но они на своих местах и грамотно вплетены в полотно истории, за которой, черт возьми, интересно наблюдать. Пока она не начинает пробуксовывать на месте или не отвлекается на малозначимые побочные вещи. Как я упоминал ранее, в The Medium присутствует и второй подконтрольный персонаж, в компании которого вы проведете немало времени. Проблема в том, что положенные ему сегменты интересны как отдельные небольшие рассказы, но по соотношению затраченного времени и ценности для основного сюжета существенный перевес будет явно не в пользу второго. Помимо сомнительной повествовательной ценности, эпизоды за второго героя обладают околонулевой ценностью для геймплея: способности второго медиума применяются в банальнейших ситуациях, а сам процесс пугающе напоминает симулятор ходьбы от третьего лица. «Что? Филлеры в моей восьмичасовой игре?» — спросите вы. Ну… Да. По сути, так оно и есть. Но я, пожалуй, выступлю в их защиту. В эти моменты игра показывает концепт определённых человеческих пороков, олицетворенных буквальными демоническими сущностями, живущими в подсознании и отравляющими душу носителя, что хоть и не оригинально, но любопытно.

Не оригинально, но любопытно — таков весь The Medium. Картины параллельного мира на поверку не только «вдохновлены» работами польского сюрреалиста Здзислава Бексиньского, но подчас копируют один в один созданные им образы, сюжеты и пейзажи. Порицать этот неоднозначный момент так же не буду: от обработки скриншотов из фильмов в «фотошопе» времен Layers of Fear студия из Кракова проделала огромный путь к впечатляющему воплощению живописи в трехмерном пространстве. Я натрудил палец, делая скриншоты, и выбирать наиболее удачные для этого обзора — настоящая головная боль, настолько эта игра красива. Мастерское использование фиксированных ракурсов камеры порой генерирует изображения, достойные рабочего стола. Имитация подлинного искусства старательными ремесленниками — пусть к их собственному росту, а этичность таких решений в коммерческом продукте оставим на разбор кому-нибудь другому. Избита и идея с «сайлентхилловскими» двумя реальностями, а из Silent Hill: Origins бессовестно подрезана механика перемещения между мирами с помощью зеркал.

В легком замешательстве оставляет странное решение разработчиков англофицировать польские имена, из-за чего мы имеем проживающих в Польше Джэков, Томасов, Николасов и Ричардов. Те же чувства я испытываю и к табличкам и плакатам на английском языке, жутко контрастирующих с лежащими рядом журналами на польском. На мой взгляд такой «подарок» западной аудитории только вредит антуражу, а вместе с тем и мешает погружению в игру. Как говорил классик: «Не надо стесняться». Дополню: «Не надо стесняться своего языка и своей истории». Заокеанские игроки не убегут в ужасе, завидев имена Рышард и Томаш, серьезно.

***

Суммируя все вышесказанное: The Medium оставляет после себя впечатление не реализованного в полную силу произведения, прохождение которого, тем не менее, дарит исключительно приятное послевкусие, подпортить которое способны разве что техническое исполнение и слабая развязка. Приятный саундтрек, великолепная картинка, цельный, пускай и не выдающийся сюжет и достаточно компетентный игровой процесс скрасят шесть-восемь часов вашего времени, а большего от игры данной студии и не требовалось. Да и не ожидалось, будем честны. Завышенные ожидания, как показывает практика, неизбежно приводят к горечи разочарования. Тут уже и не важно, кто их строит: игроки или сами разработчики.

Добавить комментарий