Alone in the Dark – обзор игры

Жанр: Horror/Adventure
Релиз: 1992-2014
Платформа: DOS/PC-98/FM Towns/3DO/Mac/iOS
Разработчик: Infogrames
Серия: Alone in the Dark

Ночь. Старый особняк, таящий в себе множество темных секретов. Рука нервно сжимает ручку керосиновой лампы. Под ногами протяжно скрипят половицы, вторя каждому сделанному шагу вперед, в пугающую неизвестность. Из недр проклятой обители доносятся завывания жутких созданий, напоминающие, что мы здесь не одни. Нам нужно выбраться отсюда как можно быстрее, но опасные ловушки и потусторонние твари, жаждущие нашей смерти, будут всеми силами пытаться остановить нас. Сами того не зная, ступив на порог этого дома, мы вступили в схватку со злом. Один на один с тьмой.

Владелец особняка Дерсето Джереми Хартвуд покончил с собой, повесившись на чердаке. Истинные причины этого поступка неизвестны, но про этот дом ходит множество жутких слухов, проливающих свет на возможные мотивы: древние проклятия, загадочные смерти и прочие, на первый взгляд, плоды предрассудков. И лучше бы все эти истории оставались обычными страшилками на ночь, ведь нашим героям придется столкнуться с ними лицом к лицу и пережить, пожалуй, самую кошмарную ночь в их жизни.

Знакомьтесь: Эдвард Карнби и Эмили Хартвуд — главные персонажи повествования. Эдвард — частный детектив, переживающий не самые лучшие времена. По уши погрязший в счетах, в один прекрасный день он получает крайне заманчивое предложение от продавца антиквариата: все, что от него требуется — проникнуть в Дерсето и найти старое и очень ценное пианино. Получив солидную предоплату, сыщик тут же отправляется в путь. Эмили же является племянницей покойного Джереми Хартвуда и цель ее визита в поместье — выяснить, что послужило причиной смерти ее дяди и во что бы то ни стало докопаться до правды. Нам предстоит выбрать за кого из них мы хотим играть, но, по сути, этот выбор ничего, кроме очевидных косметических различий не несет.

Как только за спиной протагониста захлопываются входные двери, мы понимаем, что ничего хорошего в этом гиблом месте нас не ждет. Опасения подтверждаются буквально через пару минут после того, как контроль переходит в наши руки. На чердак, разбив окно, врывается потусторонняя тварь, норовящая разорвать нас на куски, а вслед за ней из люка в полу вылезает зомби с точно такими же намерениями. Не успев толком освоиться с не самым удобным управлением, вы, скорее всего, либо погибнете, либо потеряете добрую часть здоровья в этом сражении. Дополнительные трудности создает тот факт, что в самом начале из арсенала мы имеем ровным счетом ничего и разбираться с угрозой предстоит врукопашную.

Но Alone in the Dark — игра хоть и суровая, но справедливая, потому сразу презентует особенно сообразительным игрокам один из своих главных козырей, представляющий собой возможность избежать большую часть схваток. На этом же самом чердаке мы можем задвинуть злосчастное окно стоящим рядом шкафом, тем самым блокируя путь наступления монстра. Более того, от второго противника мы можем избавиться схожим образом. И это действительно впечатляет: нам почти не навязывают сражения, предоставляя свободу выбора собственного стиля прохождения. Печально, что в последующих частях серии от такой отличной идеи отказались в угоду смехотворной боевке.

Да и в первой части боевая система немногим лучше, не поймите меня неправильно. Она весьма неуклюжая: попасть в противника из огнестрельного оружия — задача не из легких. Зачастую между героем и врагом расстояние в пару метров и промах грозит нам потерей жизни. К чести игры, это создает нехилое напряжение, что немаловажно в хоррорах. Забавный рукопашный бой же, на удивление не так прост, как кажется. В нашем распоряжении есть несколько различных ударов. Удачно комбинируя приемы и держась от чудовищ на определенном расстоянии, можно выйти победителем, вообще не получив никаких повреждений. И для игры с относительно скромным количеством противников, “Один во тьме” дает нам в руки множество инструментов для выживания, умело вплетенных в геймплей и неплохо сбалансированных, что отличает реально талантливую реализацию от топорной посредственности, которую мы наблюдаем во второй и третей части.

Помимо кровожадных противников, в стенах Дерсето нас на каждом шагу поджидают смертельные ловушки. И если многие из них можно заметить и предугадать, то иногда геймдизайнеры в худших традициях подкладывают свинью, когда из окружающей обстановки невозможно сделать какие-либо выводы, отчего мы встречаем неожиданную, обидную и бесславную гибель. Пользуясь случаем, передаю привет картине с индейцем в коридоре. На помощь здесь приходит старый добрый save/load, доступный в любой момент. Не совсем честный прием, но раз он имеется, то грешно его не эксплуатировать.

Ну и конечно же, в такой игре никак нельзя обойтись без решения загадок, этот элемент играет здесь не последнюю, если не самую главную роль. В нашем распоряжении немаленький особняк, комнаты которого таят в себе уйму секретов, над разгадками которых придется изрядно попотеть, зачитывая манускрипты и толстые тома с пожелтевшими страницами, скрывающие в себе подсказки и раскрывающие мрачную историю этого места. Инвентарь полнится предметами, которые нужно умело применять в тех или иных местах, не забывая о том, что унести все и сразу мы никак не сможем. Остается думать, что взять с собой сейчас, а что оставить на потом в укромном местечке. Также в карманах скапливаются уже ненужные вещи вроде пустых коробок, разбитых бутылок и использованных ключей, которые надлежит выбрасывать в какой-нибудь комнате, в которую точно не придется возвращаться, чтобы потом не напороться случайно на весь этот хлам, усердно отказываясь от его повторного подбора.

Большим сюрпризом для неподготовленного игрока может стать риск сломать или разбить важный сюжетный предмет, заодно сломав себе и дальнейшее похождение. Примеров такой подлости немного, но в Alone in the Dark нельзя расслабляться ни на минуту от начала игры до самого ее финала.

То, что мы наблюдаем здесь — это зарождение жанра survival horror таким, каким мы привыкли его видеть. Рисованные задники с полигональными моделями, кинематографические ракурсы камеры, ограниченность ресурсов, борьба с монстрами в тесных помещениях, совмещенная с решением загадок и постоянная борьба за выживание. Просто сравните Alone in the Dark 1992 года с Resident Evil, вышедшей четырьмя годами позднее и удивитесь, как сильно в Capcom вдохновились работой Infogrames, не предложив почти ничего нового. Потому я убежден, что мы должны поблагодарить за появление жанра Фредерика Реналя. Синдзи Миками, несомненно, тоже достоин всяческих похвал за популяризацию и развитие такого вида игр.

Конечно, по нынешним меркам игра безнадежно устарела. Если убранство поместья изображено достойно, хотя и не обошлось без халтуры художников местами, то трехмерные модели выглядят удручающе. Порой банально трудно догадаться, что перед нами находится: то ли птица, то ли волк, то ли еще какая неведомая зверушка. Лицо Эдварда Карнби крупным планом по сей день приходит ко мне в кошмарах, заставляя вскакивать с постели в холодном поту и выкуривать одну сигарету за другой, чтобы успокоиться. Еще один признак солидного возраста игры — отсутствие контекстуально зависимых действий: каждый раз нам приходится выбирать из инвентаря то действие, которое нам необходимо совершить в данный момент, будь то “рукопашка”, обыск или толкание.

Но что удивляет больше всего — эта игра способна в хорошем смысле напугать и по сей день, несмотря на престарелую графику. Умело нагнетаемое чувство тревоги, разогреваемое грамотным использованием как музыкального сопровождения, так и продуманным геймдизайном, дополняется неплохим лором, вдохновленным работами Эдгара По и Говарда Лавкрафта. Сюжет не хватает звезд с неба, но со своей задачей заинтересовать и нагнать на игрока жути вполне справляется. Главное — правильное настроение. Не мне вам рассказывать о необходимости проходить хорроры глубокой ночью в наушниках, не правда ли?

***

Устаревшая внешне, но прогрессивная внутри, Alone in the Dark — это доверху набитая хорошими идеями старинная шкатулка, содержимое которой отнюдь не музейный экспонат, на который остается только глазеть из любопытства, а пример нестареющей классики, способной впечатлить и поныне. Механизм этой игры работает. И работает он чертовски хорошо.

Добавить комментарий