Clive Barker’s Jericho — обзор игры

Жанр: FPS
Релиз: 2007
Платформа: PS3/X360/PC
Разработчик: MercurySteam

Клайв Баркер, известный британский писатель в жанре хоррор и фентези, всегда был не прочь попробовать себя в других отраслях искусства. Иногда у него получается хорошо (культовая классика «Восставший из ада»), а иногда не очень. Вторая попытка проявить свои навыки в интерактивном медиуме, в отличии от первой (Undying), как раз оказалась тем самым «не очень». Настолько, что трудно найти то, за что можно смело, без оговорок похвалить эту игру.

Давайте не будем особо распространятся про сюжет? Википедия расскажет о нем гораздо грамотнее и лаконичнее. Сюжет есть, кому-то он определенно придется по душе. Древнее зло, чуть ли не старше Бога, которое необходимо держать в узде, и скромные спасители мира, пытающиеся раз за разом выполнить эту миссию, а потом навеки застревающие в измерениях боли — неплохой фундамент для какой-то более интересной истории. Но Clive Barker’s Jericho вообще не про интересную историю.  Jericho про то, как можно сделать наиболее мерзкую игру, при этом оставаясь в комфортном рейтинге «18+», а заодно и на полках магазинов в версиях для всех популярных на момент выхода платформ.

Баркер изгаляется как может и при любом удобном случае упоминает о массовых убийствах детей, ужасающих пытках и прочем непотребстве, но на экране никогда не показывают ничего недозволенного. Лихтхаммер, нацистский офицер, с помощью телепатии когда-то заставившая мать съесть собственного ребенка заживо, в кадре просто грязно ругается на членов отряда «Иерихон». Отъевшийся до состояния ходячего мешка с жиром римский прокуратор, на бумаге утопающий в бесконечном цикле богомерзкой похоти и жутких издевательств над своими подданными, просто показывает свои кровоточащие внутренности, предварительно выпустив героев на арену побороться с кучкой прихвостней. Впрочем, его туша, подвешенная на крюки за складки жира, и раскрывающийся шрам на брюхе, оголяющий кишки — действительно один из самых тошнотворных видеоигровых моментов мейнстрима.

Проблема в том, что вся игра состоит исключительно из этой мерзости. Где бы мы ни были — на фронтах Второй Мировой, в Риме периода упадка, в средневековом замке — повсюду ожидают стены, измазанные кровью, под ногами будут хлюпать бассейны из человеческих испражнений вперемешку со внутренностями, а вокруг будут заботливо расставлены кресты с распятыми тысячи лет назад мучениками. Вот только избыток крови и кишок на квадратный метр приедается так быстро, что перестает шокировать уже на втором часу игры. Что же остается? Унылые красно-коричневые коридоры и пресный шутер с потугами на тактику еще часа на четыре.

Иначе как потугами происходящее на экране 90% времени назвать не поворачивается язык. Пятеро дурачков мельтешат по полю боя и задорно погибают за пару секунд, пав жертвами дерзкой атаки двух-трех противников. В роли шестого дурачка мы так же носимся как угорелые и долбим «пробел», воскрешая незадачливых напарников. ИИ плевать, что на него прет чудовище, обладающее взрывным характером: вяло отступать и продолжать стрелять, ожидая неминуемой смерти — любимое занятие членов «Иерихона». На втором месте стоит страсть раздавать советы Капитану Россу, но при этом самим им не следовать. Есть враг с определенными уязвимыми местами? Компьютерные бойцы будут стрелять куда угодно, только не в эти точки, попутно истошно вопя о том, куда все-таки надо бить. Цирк, да и только.

В отряде «Иерихон» шесть бойцов (не считая капитана Росса, чей бестелесный дух будет перемещаться между их телами по ходу игры), каждый из которых обладает рядом навыков и уникальным вооружением. Но вот достойного применения половине из них вы не найдете. Здоровенный неуравновешенный Дельгадо имеет в наличии пулемет с околобесконечным боезапасом и огненного демона, эффективно поджигающего врагов. Черч, вооруженная катаной, не оставляет шансов рядовым противникам, при этом умея обездвиживать их сгустком энергии. Капрал Симона Коул может замедлять время, предоставляя шанс как следует прицелиться и пострелять в уязвимые места исчадий ада вдоволь. А вот про Отца Роулингса, снайпершу Блэк и капитана Джонса в пылу сражения просто не вспоминаешь, настолько они бесполезны. Разработчики, кажется, это понимали, потому заставляют-таки прибегать к их услугам в сюжетных моментах. Либо в унизительных главах, вроде той, где для худо-бедного оправдания наличия снайперской винтовки в игре монстров расставили в ряд на равном удалении друг от друга, при этом отобрав контроль над всеми остальными персонажами кроме Блэк, устроив ей специфический звездный час.

Судя по всему, MercurySteam не знали, что делать с этой игрой. Редкие вспышки изобретательности меркнут на фоне того факта, что Jericho — это всего лишь безыскусный шутер, скованный тесными аренами и кишкообразными коридорами, которые зачастую так сильно похожи друг на друга, что в этой абсолютно линейной игре можно заблудиться. Порой на арене спавнится так много демонов, конца и края которым не видно, что в голове закрадывается подозрение, будто произошел какой-то баг. Ан нет — это просто искусственное растягивание процесса. Также сюда засунули QTE, переходящие все границы нелепости: запорол — тут же начинаешь с начала скриптовой сценки. Зачем? Чтобы было. Дико сложный эпизод, разворачивающийся в сеттинге Второй Мировой, почему-то сменяется куда более легкими (за исключением финала) последующими этапами. Мини-боссы просто-напросто беспомощны как дети. Благо, хотя бы битвы с боссами требуют какой-никакой тактики, о которой, к сожалению, рассказывают прямым текстом. Зато повторить подсказку, когда это действительно нужно, напарники, отличающиеся во всех иных случаях редкой болтливостью, забывают.

***

И как вишенка на торте — отсутствие концовки. Скомканный финал на полуслове обрывается титрами, глядя на которые отказываешься осознавать на что было потрачено твое время. А потрачено оно было на мешанину из крови, кишок и нереализованного потенциала.

Добавить комментарий