Blair Witch (2019) — обзор игры

Жанр: Horror/Adventure
Релиз: 2019
Платформа: XONE/PC/PS4/Switch/Oculus Quest/Amazon Luna
Разработчик: Bloober Team

«Ведьма из Блэр» — это скучнейший фильм в жанре «found footage» про беготню студентов по лесу, снятый за три копейки с использованием простых любительских видеокамер. В игре мы будем смотреть в камеру лишь изредка и скучно не будет. Bloober Team — разработчик проходной Layers of Fear и еще более пресного сиквела, игровой процесс которых состоит из ходьбы и самых примитивных и крайне редких головоломок. В Blair Witch занятий намного больше. Неужели звезды сошлись настолько удачно?

Вообще, по «Ведьме из Блэр» в начале нулевых одна за другой вышли три игры от разных разработчиков. Ничем не выдающиеся сурвайвл-хорроры, качество которых понижалось от одного эпизода к другому, пытались расширить лор, но в итоге были благополучно забыты. Новая игра по лицензии не пересказывает события фильма и не пережевывает истории про пресловутую ведьму. Вместо этого Bloober Team решились создать в существующем сеттинге личную историю одного героя… и его собаки.

1996 год, штат Мэрилэнд, Бёркиттсвилль. Прошло два года с тех пор как в здешних лесах бесследно исчезли студенты, прибывшие с целью снять документалку о ведьме из Блэр. За лесами еще прочнее укрепилась репутация проклятого места, в которое лучше не соваться даже днем, а ночью так и вообще пиши пропало. Как назло, данному простому правилу следуют далеко не все местные жители, из-за чего мы имеем еще одну жертву: девятилетнего Питэра Шэннона. Присоединиться к поисковой бригаде спешит Эллис — бывший офицер полиции и ветеран боевых действий, считающий своим долгом отыскать парнишку. Отправляется наш герой не в одиночку, а вместе со своим преданным псом Буллетом.

Буллет — не просто четвероногий напарник, а незаменимый друг, в отсутствии которого главного героя буквально накрывают жесточайшие панические атаки. О психическом состоянии Эллиса прекрасно осведомлены знающие его люди, поэтому и бывшая жена, и шериф настроены против его вмешательства в дело. Но Эллису это просто необходимо, потому уговорить его оставить эту затею не удастся. Под нашим управлением мужчина, страдающий посттравматическим расстройством, отягощенным комплексом вины и целым букетом других нехороших проявлений нестабильного рассудка, в компании собаки, призванной хоть как-то удерживать его на плаву, углубляется в ведьмину чащу…

Лес в Blair Witch покоряет с первых минут: плотно стоящие деревья, через ветви которых робко пробиваются солнечные лучи, шумящие неподалеку ручьи, хрустящие под ногами сучья — в окружение моментально веришь, глаза не цепляются за клонированные кусты и одинаковые деревья. Особенно хорош он ночью: почти что непроглядную темень прорезает лишь луч фонаря, что в сплаве с осознанием пугающего факта ГДЕ мы находимся и ЧТО может с нами произойти вселяет если не неподдельный ужас, то, по крайней мере, чувство тревоги. Так что с окружением полный порядок, а это уже половина успеха.

Конечно, блуждания по лесной чаще без понимания куда, собственно, идти, рано или поздно начали бы вызывать понятную фрустрацию, но Bloober Team сделали все возможное, чтобы такие ситуации возникали как можно реже. На помощь приходят как очевидные визуальные подсказки, вроде горящих огоньков или ламп вдалеке, так и принципиальная невозможность забрести так далеко, что надежда выбраться просто исчезает: лес играет злую шутку и все равно выведет туда, куда нужно. В самых тяжелых случаях Буллет, уставший от «тупняка» хозяина, покажет тому дорогу. Впрочем, собака тут служит не только путеводной звездой. Буллет может взять след, обнюхав тот или иной предмет, пролезть в недоступные для Эллиса места, а также показать откуда к нам надвигается опасность.

Но Буллет — отнюдь не простой инструмент для решения внутриигровых задач, он еще и отличный выбор на роль компаньона игроку. Если для того, чтобы второстепенный персонаж — виртуальный человек — начинал вызывать симпатию у играющего, тому придется прописывать личность, предысторию, раскрывать его через диалоги, то от собаки такого не требуется — их люди и так любят. Причем этот пес на удивление хороший мальчик: послушный, полезный и умный. Поэтому рука всегда тянется отдать ему команду «держись поближе», а заодно и погладить лишний раз. Для каких-то странных людей предусмотрена возможность пожурить собакена, но делать это вообще не хочется, да и необходимости в этом нет.

Зато есть необходимость постоянно быть начеку: в лесу обитает нечто, норовящее вас убить, для чего ему понадобится всего три удара. Прятаться и убегать не заставляют: для тварей смертельно опасен свет, достаточно будет фонаря. Следим за собакой, которая всегда лает в направлении хаотично и быстро перемещающихся монстров, и светим в том же направлении. Зачастую выцепить гадов лучом трудно, потому схватки получаются довольно напряженными. Сами монстры реализованы впечатляюще: да, Эллис может примерно увидеть их силуэты, но до конца никогда не понятно с кем приходится воевать. Еще некомфортнее становится, когда в игру вводят бессмертных чудовищ, прячущихся в непроглядном тумане, местоположение которых выдает лишь видоискатель камеры. Опыт еще тот: смотришь то на экран камеры, то по сторонам, осторожно шагаешь, а рядом поскуливает пёс, поджав хвост.

Камера в Blair Witch так же играет важную роль. На ней можно смотреть повсеместно разбросанные кассеты, которые иногда сообщают полезную информацию, но главная их задача — изменение реальности. Допустим, дорогу герою преграждает упавшее дерево. Находим пленку, на которой запечатлен момент падения дерева и ставим видео на паузу там, где оно еще не успело рухнуть: теперь оно так же стоит как ни в чем не бывало и в реальности. Само понятие реальности, как и водится у авторов Layers of Fear, размыто: Эллиса постоянно мучают галлюцинации, представляющие реальную опасность, события из прошлого смешиваются с настоящим — все, как мы любим. Или не любим.

Вытащить героя из пасти безумия старается не только Буллет, но и Джесс — бывшая жена, которая не находит себе места, пока ее глубоко травмированный супруг слоняется по проклятым лесам. Потому она часто пишет на мобильный Эллиса. Перезванивать ей или нет — решать игроку, но голос близкого человека заметно улучшает душевное состояние, к тому же угроза жизни подталкивает к откровенному разговору. Мобильник, кстати, выполнен в игре с вниманием к деталям. Выдалась минутка поспокойнее? Попробуй набрать сто очков в «Змейке». Не нравится рингтон? Поменяй в настройках. Там же можно поставить на заставку кота.

К повествованию имеются вопросы: подается оно необычно, но собирает по дороге кучу прилипчивых штампов, все «твисты» угадываются на подходе, а собака в истории, сами знаете, как бомба замедленного действия. Тем не менее, Blair Witch дарит один из самых эмоционально сильных и вместе с тем выматывающих эпизодов этого года, спойлерить который я, конечно, не буду.

И все бы хорошо, вроде бы и несложные загадки завезли, кучу разных игровых ситуаций придумали, над звуком и музыкой славно поработали… Пришло время испортить впечатление! Финальная глава Blair Witch просто отвратительна: герой ходит кругами снова и снова, снова и снова, пока нам разжевывают уже давно ставший очевидным и ясным как божий день сюжет. Это действо тянется так долго, что хочется бросить игру и пойти смотреть концовку на YouTube. Да, все так плохо. Но все плохое тоже заканчивается и рано или поздно наступает финальная сцена, ход которой зависит от совершенных действий и решений, принятых во время прохождения — реиграбельность присутствует, что для коротких историй вроде этой всячески приветствуется.

***

Вот что бы сделали менее талантливые люди, доверь им данную лицензию? Я думаю, вы и сами прекрасно знаете ответ: поганый клон Outlast. Герой бы играл в убогие прятки с сущностями, обитающими в лесу, изредка дергал рубильники и читал записки — и все это с видом «из камеры» с кучей шумов и прочих артефактов изображения. Но польская команда, зарекомендовавшая себя визуальной (а в случае с их Observer — еще и повествовательной) изобретательностью, решила не идти проторенной тропой и не прогадала: в Blair Witch, в отличие от большинства современных хоррор-игр, интересно играть.

Добавить комментарий