Жанр: Survival Horror
Релиз: 2001-2003
Платформа: PS2/XBOX
Разработчик: Tecmo
Период с конца девяностых до середины нулевых — золотые годы survival horror. Silent Hill, Forbidden Siren, Haunting Ground, Resident Evil, Eternal Darkness — поклонникам жанра всегда было чем себя занять. Попробовать себя на этом поприще решил и Макото Шибата, еще во время разработки Deception тяготевший к чему-то мрачному. Возможности новенькой консоли от Sony позволили воплотить в жизнь концепт, о котором он давно задумывался. Так на свет появилась одна из самых страшных видеоигр в истории — Fatal Frame.
Мику Хинасаки отправляется в заброшенный особняк Химуро, чтобы спасти своего брата, пропавшего некоторое время назад. Одаренная своеобразным шестым чувством, она сразу понимает, что поиски будут не из легких. Это место не зря обходят стороной: после неудачно проведенного ритуала врата ада открылись и наружу вырвались мстительные, злые духи, жаждущие утянуть как можно больше живых за собой. Мику предстоит не только спасти брата, но и дать отпор злу, попутно собирая по кусочкам картину зловещих событий, произошедших на этих землях. Сценаристы не щадят никого: ни женщин, ни стариков, ни детей — все падут от злого рока.
Повествование раскрывается тривиальным образом — сбором тонны записок, заметок и дневников, рассказывающих о произошедшем разрозненными обрывками. На помощь им приходят не менее обрывочные флэшбеки и видения, так же нарушающие хронологическую последовательность. Чтобы не запутаться в хитросплетениях сюжетных линий разных персонажей, можно подсмотреть в список действующих лиц с пояснениями, расположенный в игровом меню. На мой взгляд, история получилась довольно мрачной, безысходной, а от всех этих бесчеловечных ритуалов, проведение которых неизбежно и необходимо, даже как-то не по себе.
Макото Шибата уверяет, что в своей жизни он неоднократно чувствовал или видел вещи, не вписывающиеся в привычные рамки реальности. Этим опытом он хотел поделиться с игроками. И если его встречи с необъяснимым хотя бы отдаленно напоминают то, что мы видим в игре, то я этому человеку не завидую. Главный козырь Fatal Frame — это её умение напугать. Причем пугать так хорошо, что многие бросали ее, не пройдя до конца. Комплекс из жуткого амбиента, гипнотизирующих ритуальных песнопений и неминуемой брутальной угрозы, готовой проявить себя в любой момент, работает как часы: тревога во время исследования особняка сменяется ужасом и паникой, когда пространство резко искажается и к нам подбирается беспощадный злой дух, загробными интонациями повторяя обрывки фраз и протягивая свои полупрозрачные конечности. И без того инфернально звучащие враги выглядят не менее устрашающе: сломанные шеи, непропорционально длинные руки, отсутствующие глаза — лишь некоторые отличительные черты этих сущностей. Поверьте, попасть в их объятия вам точно не захочется, поэтому, как только завидите их — доставайте камеру.
Камера — смертоносное оружие против призраков, но использовать его эффективно не так-то просто. Начнем с того, что духи — не безмозглые зомби, они постоянно норовят ускользнуть из объектива, при этом продолжая уверенно двигаться в направлении несчастной девушки. Конечно, можно попытаться «защелкать» верткого врага до смерти, но так никакой пленки не хватит, так как более-менее сильную атаку можно провести, только заполнив особую шкалу и подпуская его как можно ближе. Но самый сок — это так называемый «zero shot», снимок, сделанный аккурат в момент атаки призрака. Поймать такой момент непросто, да и нервишки во время сражений знатно пошаливают. Цена ошибки пропорциональна наносимому урону и получаемым очкам опыта, поэтому идти на риск все-таки стоит. Чем лучше снимки — тем больше очков, а тратить их следует на прокачку камеры. Можно как улучшить ее базовые параметры — скорость зарядки, охват прицела и мощность, так и приобрести дополнительные возможности вроде отталкивания противников, замедления или выделения их цветом, но такие функции расходуют редко встречающиеся камни душ. Дополнительный опыт можно получить, снимая мирных призраков, спрятанных по локациям.
Недостатка в пленке не наблюдается: самую слабую ее разновидность — «Тип-14» — можно получить на точках сохранения в неограниченных количествах (но не больше тридцати зарядов за раз). Умело используя камеру и такой пленкой можно урезонить любого духа, но в схватках с начальными боссами лучше применять хотя бы «Тип-37», благо он щедро разбросан по особняку Химуро. Самые мощные вариации лучше приберечь к финальной главе, где призраки станут особенно агрессивны и сильны как никогда. Но даже с самыми серьезными «боеприпасами» и улучшенной донельзя камерой почувствовать себя непобедимым не получится. Сперва игра будет нас травить быстрыми призраками, затем подкинет духов, способных атаковать дистанционно, а несколько раз вообще столкнет лицом к лицу с группой врагов. Не стоит забывать и о том, что все призраки умеют подло телепортироваться за спину и ходить сквозь стены. Игроку остается судорожно крутиться, сжимая виртуальную камеру в потных ладонях, изо всех сил стараясь не угодить в цепкие лапы гостей с того света, удерживая тех в кадре. Ну и чтобы жизнь медом не казалась точно, садисты из Tecmo во всех схемах управления задали ходьбу в режиме прицеливания на правый стик, а управление камерой — на левый. Представьте, как это неудобно. Подкидывают дров в топку ужаса и случайные встречи с рядовыми привидениями, просто зачистить все поместье невозможно. От таких нежелательных конфронтаций можно убежать, но большинство битв используют дешевый прием запирания всех дверей, пока угроза не будет устранена.
С загадками в Fatal Frame ситуация плачевная: их ровно две (художественное преувеличение, их чуть-чуть побольше), зато они помножены на десять. Первая, завязанная на соотнесении иероглифов и цифр, настолько простая, что болят зубы от ее ненужности, ее сложность не возрастает по мере прохождения, а требуемые комбинации в найденных записках услужливо выделены красным цветом. Вторая головоломка просто бесит как какие-нибудь пятнашки: знай себе, двигай плиточки в нужные позиции за определенное количество ходов. Рано или поздно это получится, но если бы я хотел заняться чем-то тоскливым, то просто бы купил сборник сканвордов в ларьке и усиленно начал решать судоку. Обидно, что Макото Шибату на его жизненном пути не посещали духи интересных паззлов.
Особняк и прилегающая к нему территория не отличаются разнообразием деталей, а благодаря определенным художественным решениям они превращаются в серость, умноженную на серость. Столь невзрачный облик как подчеркивает мрачную атмосферу игры, так и вредит ей же. Да, здесь нигде не безопасно, жуткие призраки постоянно третируют героиню, но происходит это на одной и той же небольшой карте. Утомляющий бэктрекинг вынуждает слоняться чуть ли не в четырех стенах из одной главы в другую. Вот мы обшарили весь дом, чтобы открыть одну дверь, там нас с чайной ложечки угостили новым контентом, чтобы заставить побегать по полупустым комнатам еще раз — наслаждайтесь японским геймплеем нулевых годов в самых худших его проявлениях. Хорошо, что нам, как правило, дают понять куда именно нужно идти в той или иной ситуации, будь то проявившаяся на фото подсказка или указывающий дорогу призрак.
Английский дубляж получился таким помойным, что невозможно молчать. Заторможенные реплики, лишенные эмоций, возможно, хорошо подходят неупокоенным душам, но выдают эти реплики вполне себе живые персонажи. Призракам тоже досталось: иначе как «голосами из унитаза» их речь порой и не назовешь. Ну и как вишенка на торте паршивой локализации — красующаяся что на обложке игры, что в главном меню надпись «Based on a true story», эксклюзив американской версии. Конечно же, никакой настоящей истории не существовало, но уловка в определенной мере сработала: мне посчастливилось наткнуться в мировой сети на комментарий примерно такого содержания: «Пацаны, слышал, что игра сделана по мотивам реальных событий, дайте ссылочку, а то что-то не могу сам найти».
***
Fatal Frame делает все, чтобы вам было максимально некомфортно и неуютно, используя честные, изящные и безусловно работающие приемы, заставляя все элементы игры работать на общую цель — напугать вас. С этой целью она справляется хорошо. При этом она бессовестно использует одну и ту же небольшую локацию на протяжении всего пятичасового приключения, заставляя заниматься предельно неинтересными вещами, хоть и разбавляя их напряженными сражениями с интересной и проработанной боевой системой. Fatal Frame — удивительный продукт, ощущения от которого идеально можно описать как борьбу леденящего ужаса с постепенно нарастающей скукой.
НО!
Ужас действительно леденящий. Так что «восьмерка». Потому что напугали, чертяки.