Evil Dead: Hail to the King — обзор игры

Жанр: Survival Horror
Релиз: 2000-2001
Платформа: PS1/Dreamcast/PC
Разработчик: Heavy Iron Studios

«Зловещие мертвецы» — культовое кино, яркий пример того, как энтузиазм, талант и любовь к своему делу могут свернуть горы даже при отсутствии нормального бюджета и опыта. Сумасшедший, очаровательный хоррор с ворохом интересных находок и по сей день горячо любим людьми. Заметно, что людям из Heavy Iron Studios тоже нравились безумные приключения Эша Уильямса. Правда, любовь к хорошему геймдизайну явно прошла мимо них.

Прошло ни много, ни мало — целых восемь лет с событий «Армии Тьмы». Вдоволь настрадавшийся от мясорубки в уединенной хижине и путешествий во времени Эшли продолжил спокойно работать клерком в супермакете, где также повстречал свою новую возлюбленную — Дженни. Но тут, прямо как по заветам Лавкрафта, героя начинают мучить кошмары, связанные с «Некрономиконом» и нежитью, им пробуждаемой. Девушка предлагает Эшу вернуться в злосчастный дом профессора Ноуби, расположенный у подножья гор, и разобраться с терзающими его демонами прошлого. Фигуральные демоны оказываются демонами вполне реальными: живущая сама по себе рука Уильямса, брошенная на произвол судьбы много лет назад, включает ту самую запись с заклинанием пробуждения темных сил. Зло, не заставляя долго себя ждать, похищает Дженни, тут как тут объявляется злой двойник Эша… история повторяется.

И история эта раскинулась на целых два CD. На первом диске Эш будет разбираться с одержимыми скаутами и деревенщинами в лесах и горах штата Теннесси, а на втором нелегкая закинет его на ближний восток времен девятого столетия. В целом, сюжет игры повторяет структуру второй и третьей части «Зловещих мертвецов», за тем исключением, что экспозиции, лора и сюжета здесь насыпано заметно больше. Видимо, выбранный жанр обязал добавить в игру записки и документы. Еще для игры «нарендерили» приличное количество паршивых CGI-роликов, своим качеством отсылающих прямиком в середину девяностых. Зато двухмерные задники выглядят неплохо, а приятная анимация вроде теней колышущихся веток или колеблющегося в камине пламени вносит свою лепту. На атмосферу вдобавок играет классный стереозвук, благодаря которому можно понять на каком расстоянии от нас очередной недоброжелательно настроенный скелет.

Так же жанр обязал снабдить игру квестовыми элементами, по большей части представленными поиском, комбинированием и применением предметов. Ничего особенного про этот аспект не расскажешь, поэтому перейдем сразу к боевке. Базово герой вооружен бензопилой, расходующей бензин, которого на первых порах, когда игрок будет тщетно пытаться уничтожить всех демонов в округе, будет не хватать. Пилой позволяется пользоваться и не заводя ее, но тогда и повреждения она будет наносить минимальные. Во вторую руку Эш берет либо топор, либо разного рода огнестрельное оружие: пистолет, знаменитый обрез или винтовку. Под конец игры все это оружие будет усилено найденными улучшениями: пистолет, например, начнет стрелять гвоздями, а обрез — солью.

Разнообразие противников приятно удивляет. К примеру, демоны, парящие над землей, имеют как телесную, так и бестелесную формы и способны нырять в порталы для восстановления здоровья. Большинство видов нежити умеет атаковать не только вплотную, но и на дистанции: одержимые скауты стреляют из луков, а скелеты разбрасываются костями. Боссы в игре четко поделены на две разновидности: первая уничтожается банальным «закликиванием», а вторая — исключительно использованием окружения. Только финальный босс, наконец, объединяет два этих подхода.

Забавно, как некоторые игровые журналисты сравнивали дебютный проект неопытной студии, разработанный по лицензии и выпущенный на Sony PlayStation в конце ее жизненного цикла, с титанами жанра survival horror вроде Resident Evil или Silent Hill — это какое-то избиение младенцев получается. Впрочем, упомянуть о явных заимствованиях из Resident Evil стоит. Неудобное «танковое» управление на месте, ящик для хранения предметов присутствует, сохранения только в определенных местах и в ограниченном количестве тоже тут. И если деревянное управление — это своеобразный стандарт в подобных играх, то сундук тут нужен как пятое колесо телеге: ячеек в инвентаре достаточно, под пилу и все оружие в игре используются отдельные слоты, а все расходники стакаются очень щедрым образом. Вот и получается, что используется он преимущественно для складирования бобин с пленкой для сохранения, которые тоже не привносят в игру ровным счетом ничего. Если в Resident Evil ленты для печатных машинок являлись частью сложной и продуманной системы менеджмента ресурсов, то пленки в Hail to the Kingэто единственная часть таковой системы, по причинам, которые будут описаны ниже. Достаточно просто сохраняться по одному разу у каждого найденного ящика (бобин на это хватит) и беспокоиться будет не о чем: упущенный в случае гибели прогресс вы наверстаете при худшем раскладе за десять минут. Оттого данные элементы в этой игре выглядят нелепо и максимально ненужно, как будто человек, запихнувший их в игру, вообще не понимал, для чего они существовали в Resident Evil.

Этот же человек, скорее всего, не понимал многих вещей и в геймдизайне, в частности такую важную штуку как баланс. Что игрок ожидает получить от хоррор-игры на выживание? Достаточное количество патронов и аптечек для того, чтобы игру можно было пройти, только промахиваясь как можно реже и стараясь минимизировать получаемый урон — серьезное испытание, выполнение которого приносит моральное удовлетворение. Что предлагает Evil Dead: Hail to the King? Беспроигрышную благотворительную лотерею. Сперва может показаться, что игра ужасно сложная и несправедливая: гляди, нежить все лезет и лезет! Но когда замечаешь, что чуть ли не из каждого поверженного врага падает то коробка боеприпасов, то аптечка (в зависимости о того, чего сейчас игроку не хватает), понимаешь: без средств к существованию не оставят. Более того, игра панически боится, что такая ситуация теоретически может произойти. Помимо бесконечно спавнящихся в одних и тех же точках противников, а соответственно и потенциально бесконечно валящихся с них расходников, в игровом мире растут грибы — здешние материалы для крафта. Из красных грибов Эш варит топливо для бензопилы, из коричневых производит маленькие аптечки, для этого в инвентаре есть отдельное приспособление. Так вот, эти грибы тоже бесконечные! На месте подрезанного боровика через минуту вырастает новый. Справедливости ради отмечу, что обучают зельеварению не сразу.

Невозможность остаться с пустыми карманами горе-разработчики должны были хоть каким-то образом компенсировать. Не думаете же вы, что они это сделали как-то изящно или умно? Конечно нет. Любой враг может серьезно потрепать Эшли, а большая часть боссов просто поглощает своим телом огромное количество урона. В итоге первый снимает треть здоровья, которую тут же восстанавливаем оставшейся после схватки аптечкой, а во второго мы закачиваем все собранные патроны и все топливо для бензопилы. Зачем тогда вообще использовать возможность уклонения от атаки, если можно просто бежать в очередного демона, слегка виляя, попеременно нажимая «влево» и «вправо», с улюлюканьем обтесывая его бензопилой? Отсутствие реальной угрозы выливается в ленивое и бесхитростное, но зато страсть какое методичное истребление темных сил. Эш и эффектное добивание может исполнить, и ванлайнер выдать вдогонку — для этого даже есть отдельная кнопка. Злоупотреблять ими не стоит: арсенал колкостей Эша беден и надоедает очень быстро.

Пинать Evil Dead: Hail to the King можно еще долго. Игра сперва усердно обесценивает рядовых противников до состояния чего-то бесконечного и необязательного, а потом из них вдруг начинают падать сюжетно важные предметы. Всё оружие подбирается автоматически по сюжету, а улучшения для него невозможно пропустить. Карта бесполезна, кнопка действия не работает во время ходьбы, постоянно раздраженно-агрессивное поведение Эша на заставках бесит… Все, хватит.

***

Геймдизайнерское бессилие, выраженное в топорном игровом балансе и механиках ради механик, не оставляет игре никаких шансов порадовать поклонников жанра survival horror. Но как простенькое и довольно увлекательное приключение на пару вечеров строго для фанатов «Зловещих мертвецов» Evil Dead: Hail to the King имеет право на жизнь. Все-таки и знаменитая хижина вместе с присущим первым двум фильмам настроением тут есть, и Эша озвучивает сам Брюс Кэмпбелл, да и в целом игра не оскорбительно плоха. Естественно, поклонники франшизы заслуживали большего, но имеем, что имеем.

Добавить комментарий