You Are Empty – обзор игры

Жанр: FPS
Релиз: 2006
Платформа: PC
Разработчик: Mandel ArtPlains/Digital Spray Studios

Начну грубо. Потому что, пожалуй, не могу иначе. Я прошу вас представить следующее: Лувр, вы стоите перед “Моной Лизой”, наслаждаясь работой великого Леонардо Да Винчи. Вы смотрите на глаза загадочной женщины, уголки ее губ, разглядываете каждый мазок и трещинку на этом прекрасном полотне. Но процесс созерцания внезапно прерывает мерзкий тип: он подходит к картине, расстегивает ширинку и начинает поливать несчастное произведение искусства тугой струей мочи, совершенно не стесняясь и никуда не торопясь. Вас настигает смесь шока, отвращения и крайней степени удивления от увиденного. Вы не понимаете как такое могло произойти, кто это допустил и ради чего все это, но сделать уже ничего нельзя. Так вот, “Мона Лиза” — это труд Mandel ArtPlains, а отливающий мужик олицетворяет Digital Spray Studios.

В истории постсоветского геймдева на момент выхода You Are Empty царили темные времена, когда разработчики изо всех сил пыжились, пытаясь создать хороший шутер от первого лица: свой HalfLife, наш ответ FarCry, Quake, Doom, наконец. Ни для кого не станет откровением, что получалось плохо. То ли места у нас гиблые, то ли сказывалась сравнительная юность индустрии, родившейся, по сути, только после развала СССР. Впрочем, эти факторы не мешали делать неплохие стратегические игры, симуляторы и квесты, например. Вот только со святая святых — шутерами — не задалось от слова совсем.

Анонс You Are Empty в 2003 году был принят с заметным воодушевлением, а стильный зомби-красноармеец украшал рекламные страницы игровой прессы. Разработчики обещали показать хоррор в декорациях сталинской эпохи с грандиозной монументальной архитектурой и детально переданным духом времени. Скриншоты подтверждали серьезность намерений авторов, наглядно демонстрируя интересных противников в аутентичной обстановке. До полок проект добрался только под конец 2006 года, но лучше бы он так и остался красивой несбыточной мечтой об атмосферном шутере на фоне альтернативной советской реальности. Потому что те самые декорации нам показали во всем их великолепии, а вместо годного геймплея смачно плюнули в лицо.

Из артхаусного черно-белого ролика, предваряющего игру, мы узнаем только один факт: советского офицера сбивает машина. Несомненно круто исполненный, он почти не дает нам никакой информации, но жестоко обманывает, создавая предвкушение чего-то интересного. Уже после первых двух минут вырисовывается очень грустная картина: криво анимированные болванчики атакуют со все сторон, а игроку предстоит отбиваться разводным ключом, найденным в туалете. Здесь же презентуют первые два типа противников: приличных с точки зрения дизайна пациентов больницы, перемотанных ремнями, с аппаратами Илизарова вокруг голой кости на ноге, и отвратительных безвкусных медсестер. Все, что они могут — затыкать героя в ближнем бою, посему не представляют никакой опасности, равно как и интереса.

Потолкавшись в тесных коридорах больницы, мы попадаем на улицы города. Не успев полюбоваться красотами сталинского ампира в тихом дворике, мы встречаем еще двоих представителей местного зверинца: мутировавшего дорожного рабочего с киркой и пожарного, вооруженного топором. Первый зачем-то при второй встрече избивает бочку с криками “А ну, иди сюда!”. Видимо, разработчики посчитали это забавным. Я посчитал забавным то, что из четырех показанных в начале игры противников только двое хоть как-то впечатляют, но все, что они делают – бегут напролом в нашу сторону.

Конечно, впереди нас ожидает множество разношерстных врагов: сторож в ватнике, уродливая колхозница с серпом, пресловутый красноармеец с винтовкой, летающий с помощью винта (прямо как Карлсон) сварщик и даже огромный мужик в майке-алкоголичке, швыряющийся канализационными люками. На бумаге это звучит неплохо, да и выглядят некоторые уродцы любопытно, вот только процесс их истребления уныл донельзя, а кроме умерщвления жертв экспериментов нам больше почти ничего и не предлагают. Конечно, базовые задачки вроде “найди ключ” и “дерни рубильник” присутствуют, но они присутствовали еще в первом Doom, который старше этой игры на 13 лет. От больницы и колхоза до метро и оперного театра мы ходим, стреляя в тупых монстров, чей AI может посоревноваться опять же с таковым у демонов из “Дума”, и ничего, ничего не может скрасить эту каторгу. Модифицированные советские граждане по скрипту могут подраться друг с другом, резко откуда-нибудь выскочить или вытворить какую-нибудь глупость, но эта постановка вряд ли хоть немного подсластит пилюлю.

Не подсластит ее и сюжет. Некий ученый, получив одобрение Иосифа Виссарионовича, создает излучатель, способный прокачать граждан СССР до уровня сверхлюдей, которым построить мировой коммунизм — как раз плюнуть. Пока протагонист находится в отключке, устройство запускают, но последствия, конечно же, катастрофические — на свет появляется хреновый FPS под названием You Are Empty. Ладно, ладно, ну вы все и сами прекрасно поняли. На наши плечи ложится роль спасителя человечества. Становление самого ученого нам покажут в роликах между уровнями, а историю развития событий раскроют в записках, раскиданных по локациям. Но ловить тут нечего: потенциально хороший сценарий реализовали на “тройку” с натяжкой.

Единственные, кто действительно постарался — люди из Mandel ArtPlains. Они смоделировали и затекстурировали весь облик игры, они же построили уровни, они же нарисовали видеовставки. Но все их усилия в конечном итоге ничего не стоили: халтурщики из Digital Spray Studios кое-как расставили противников по этим красивым уровням, кое-как все склеили воедино и посчитали это достойным продуктом. Мог бы получиться жуткий survival horror, могло бы выйти что-то вроде Half-Life 2…

***

Но вышло то, что вышло. За игру чертовски обидно до сих пор, даже спустя столько лет. Конечно, в это можно играть. А еще можно целый день смотреть в потолок, считать мух или наблюдать за движением секундной стрелки часов. Удовольствия вы получите примерно столько же.

Добавить комментарий