Анабиоз: Сон Разума – обзор игры

Жанр: Horror/Action/FPS
Релиз: 2008-2009
Платформа: PC
Разработчик: Action Forms

Метеоролог Александр Нестеров на собачьей упряжке держит путь с полярной станции к кораблю, который должен забрать его домой. На подходе к ледоколу случается ЧП: лед дает трещину, а сам полярник чудом спасается и следует вслед за одним из своих псов к посудине, чтобы с удивлением обнаружить, что здесь его никто не собирается встречать. Несмотря на то, что на дворе уже 1981 год, время на атомном ледоколе “Северный Ветер” застыло ещё в 1968, когда на нем случилась ужасная катастрофа: он застрял во льдах, попутно получив фатальные повреждения, повлекшие за собой взрыв реактора. Однако череда злоключений на этом не закончилась…

На скованном льдом и охваченным беспощадным холодом “Северном Ветре” нам предстоит провести всю игру, скитаясь по его тесным каютам, отсекам и неуютным коридорам и сражаясь не на жизнь, а на смерть с претерпевшими причудливые метаморфозы членами команды этого судна. Но главная опасность исходит не от них (потому о врагах расскажу позже), а от пробирающего до костей мороза, захватившего здесь власть. Стены покрыты толстым слоем наледи, сверкающей под тусклым светом ламп, механизмы и двери скованы льдом, а на открытом воздухе свирепствует снежная буря, способная за считанные минуты убить героя.

Царство холода выглядит впечатляюще: разглядывая реалистичные, объемные снежные узоры нет-нет да поежишься, даже если за окном погожий летний день. К сожалению, все это ледяное обаяние оптимизировано удручающе. Оттого “Анабиоз” люто тормозит на каждой второй системе и по сей день, вне зависимости от настроек графики, омрачая игровой опыт. Стоит льду оттаять — оттаивает и счетчик кадров. Но это не единственная причина, по которой стоит во что бы то ни стало “размораживать” помещения. Дело в том, что уровень здоровья полярника напрямую зависит от температуры окружающей среды и единственный способ его восполнить — найти источник тепла и согреться. Для того, чтобы совсем не околеть подойдет и обыкновенная лампа накаливания, но более эффективно себя показывают полноценные обогреватели или разведенные непонятно кем костры. Лучший способ восполнить здоровье — обогреть помещение, запустив какой-нибудь генератор или машину. Тогда происходит магия: лед стремительно тает и водой стекает с поверхностей, возвращая пространству вокруг первозданный вид.

Даже противники здесь атакуют холодом: стоит им появиться поблизости, шкала тепла начинает медленно, но верно уползать влево, а вот от их ударов и выстрелов она опустошается на глазах. Драться придется с командой ледокола, превратившейся под воздействием радиации и воли геймдизайнеров в безмозглых монстров, обреченных на вечное скитание по затерянному во времени и пространстве кораблю. Безмозглых в буквальном смысле: как в какой-нибудь You Are Empty, что-то интересное они могут сделать только по воле скриптов (например, неожиданно выпрыгнуть из-за угла).

Но как только AI берет контроль в свои руки — пиши пропало. Не один и не два раза при прохождении у меня случались совершенно идиотские ситуации, когда враг просто замирал на месте, неспособный меня увидеть. После удачных попаданий по нему он кувыркался из стороны в сторону, но каждый раз после такого акробатического приёма становился как вкопанный и открытый для поглощения свинца всем телом. Подобные казусы, только еще смешнее, случаются с агрессивно настроенными собаками. Схваток с ними всего две или три за всю игру, но в каждой из них происходило одно и то же: я каким-то образом запрыгивал одной из них на спину, пока та с упоением бежала в стену, и спокойно расстреливал остальных. Ко всему этому можно приплюсовать как суматошный бег монстров из точки А в точку Б и обратно без видимых причин, так и боссфайты, которым не хватает только знаменитой музыки из “Шоу Бенни Хилла”. Зато если карты для противников лягут удачно, они в считанные секунды превратят вас в решето, вынуждая загружаться с последнего сохранения.

На первых порах “Анабиоз” играется как советский Condemned. Игроку приходится сходиться с разъяренными матросами в рукопашных схватках, вовремя блокируя выпады в свою сторону и ловко нанося ответные удары массивным вентилем по их физиономии. Но этот этап быстро заканчивается, уступая место шутеру с вооруженными противниками. Арсенал следующий: однозарядная винтовка, снайперская винтовка, многозарядная винтовка, сигнальный пистолет, ППШ и водомет. Отдельного внимания заслуживают сигнальный пистолет, чьи заряды застревают во врагах и некоторое время продолжают наносить урон, и водомет, снарядами для которого являются сосульки. Бестиарий порой радует интересными образцами: например, тут есть автоматчик, у которого в голове в буквальном смысле находится миниатюрного размера тюремная камера, синеватым свечением из которой он выдает свое местоположение.

Важную часть геймплея составляет перемещение во времени с последующим изменением прошлого (а, соответственно, и будущего), именуемое разработчиками “mental echo”. В своих блужданиях по ледоколу мы то и дело будем находить замерзшие тела моряков с ярко горящими сердцами. Вселившись в них, мы попадаем в воспоминания покойных за несколько минут, а то и мгновений до их смерти. Задача следующая — не допустить гибели вверенного нам персонажа, при успешном решении которой открываются ранее недоступные проходы, чинятся разрушенные лестницы и так далее. Эти эпизоды — пожалуй, лучшее, что есть в игре. Во-первых, они разнообразные: то нам нужно пройтись по подтопленному отсеку в тяжелом скафандре, то на скорую руку выточить на станках деталь, пока мастерская заполняется едким дымом, то резво убегать из помещений, затапливаемых ледяной водой. Нам даже предстоит побывать в шкуре белого медведя, которому нужно улизнуть от верной смерти.

Во-вторых, они показывают события, разворачивающиеся на “Северном Ветре” незадолго до трагедии, дополняя сюжет, подающийся по большей части через многочисленные флэшбеки. История получилась неплохая, но к ней возникает ряд вопросов. Ни один из центральных героев повествования не вызывает особой симпатии. Главный инженер засиделся на чертовом ледоколе и хотя его заботят чувства капитана, он без видимых колебаний посылает его куда подальше. Старпом строит козни капитану, желая добиться повышения, но не без оснований полагает, что тот немного тронулся и подвергает команду риску. Начальник безопасности верит только в грубую силу. Сам капитан тоже хорош — в своих философских копаниях он отстраняется от команды, при этом его бросает то в жар, то в холод: то он мудрый и несгибаемый, то инфантильный и заносчивый. Короче говоря, действующие лица недостаточно проработаны, но в рамках видеоигры и отведенного им времени — вполне сойдет. Заключительные этапы игры, хоть в целом и удовлетворительные, набрасывают фантасмагории через край, будто ее и без того было недостаточно: разработчики частенько ударялись в откровенный артхаус, порой сильно выбивающийся из общего стиля. 

***

Несмотря на техническое несовершенство и сюжетные шероховатости, “Анабиоз: Сон Разума” — одно из самых необычных видеоигровых высказываний. Увы, чтобы дожать проект до уровня бессмертной классики Action Forms не хватило таланта. Скромно отправившись в плавание, подобно “Северному Ветру” он напоролся на айсберг и затерялся во времени. Если вы чувствуете в себе смелость забраться на борт этого корабля, то дерзайте. Вас ждёт незабываемое путешествие.

Добавить комментарий