Resident Evil 7: Biohazard — обзор игры

Жанр: Survival Horror
Релиз: 2017
Платформа: XONE/PC/PS4
Разработчик: Capcom

Серия Resident Evil с момента своего первого появления на пузатых телеэкранах в девяностые годы и по сей день катится по разухабистой дороге, периодически то подпрыгивая на кочках, то пробуксовывая в глубокой колее. В 2012 году, если продолжать эти глупые дорожные аналогии, Capcom решила втопить что есть мочи и легендарная франшиза весьма зрелищно вылетела в кювет, несколько раз перевернувшись в воздухе и оглушительно взорвавшись в конце. Да-да, я говорю про злосчастную шестую часть.

У меня не хватит красочных эпитетов, чтобы в полной мере описать это безобразие, но давайте я все-таки попробую и попинаю эту обколотую всеми возможными штаммами вирусов биомассу. Resident Evil 6 — стероидное нечто, слепленное из всех подручных материалов, водруженное на вагонетку, обмотанную лентой из китайских хлопушек, и пущенное по рельсам, проложенным по оскорбительно глупому аттракциону. Одноразовые механики свистят и пердят, хлопушки, соответственно, хлопают, картонные декорации вот-вот развалятся, а игроку на этом безумном торжестве остается перекатываться туда-сюда и палить во все, что движется, отвлекаясь на назойливые QTE. Зато целых четыре кампании! Зато кооператив! Иииии… эта зловонная куча контента стала самой продаваемой игрой в серии.

У создателей оставалось два пути: перенести действие следующей номерной части на космическую станцию с финальным босс-файтом в открытом космосе (с Dino Crisis 3 же получилось, да?..), либо сильно снизить накал страстей и вернуться к чему-то более камерному, размеренному и вдумчивому. Ну вы знаете, survival horror, все дела. Немного жаль, конечно, что нас лишили потенциальной возможности выжечь орбитальным лазером в очередном бесформенном «биооружии» дырку диаметром с лунный кратер, но и то, что мы получили в итоге вполне себе ничего.

Хороший, хоть и слегка невнятный трейлер Resident Evil 7: Biohazard, продемонстрированный публике на E3 2016, заставлял задуматься о том, что мы получим на выходе: показанные в нем шатания по слабо освещенным тесным помещениям попахивали наводнившими в то время рынок видеоигр симуляторами ходьбы со скримерами в комплекте (читаем: инди-хоррорами). Однако релиз расставил все на свои места: Capcom вручила игрокам интересный сплав из геймплея первой части и ее ремейка, ноток Revelations и современных веяний, сдобренный «Техасской резней бензопилой» и found footage хоррором.

На самом деле удивительно насколько посвежевшей кажется седьмая часть. Все действующие лица вплоть до финальных титров — сплошь новые персонажи, Итан Уинтерс в противовес какому-нибудь перекаченному и занимающему половину экрана Крису Рэдфилду — обычный человек, явно неспособный столкнуть огромный валун с обрыва, прописав ему несколько хуков.

Пафосный бубнеж про злые корпорации уступает место личной и более трагической, что ли, истории семьи Бейкеров, добрые сердца и гостеприимство которых сыграли с ними злую шутку, когда невероятное стечение обстоятельств безвозвратно исковеркало их судьбы, обратив в обезумевших неубиваемых психопатов. Так же это первый крупный релиз в серии с видом от первого лица (а на PS4 это играется еще и в VR!), благодаря чему разработчикам пришлось серьезно поработать над детализацией и разнообразием окружения. Но при всех этих новшествах, перед нами, по сути, все тот же более или менее классический Resident Evil со своими достоинствами и недостатками.

Жена Итана Уинтерса, Миа пропала три года назад при загадочных обстоятельствах. Успев уже заочно ее похоронить, герой внезапно получает от нее сообщение с просьбой приехать в городок Далви, штат Луизиана и забрать ее. Не до конца веря в происходящее, Итан, тем не менее, отправляется в это захолустье, а именно в дом семьи Бейкеров, разместившийся посреди болот. Первые тревожные звоночки не останавливают нашего героя, не додумавшегося прихватить с собой хоть какое-то оружие самообороны, и вскоре в подтопленном подвале гостевого дома он обнаруживает свою жену в заточении. Однако, Миа, кажется, не очень-то и рада появлению любимого мужа и вскоре после неловкой встречи активно пытается его убить, раздобыв где-то бензопилу. Причем одержимую Мию не останавливают ни топор, воткнутый в шею, ни несколько обойм пистолетных пуль, отправленных в голову. В конце концов утихомирить супругу получается, но на этом приключения только начинаются: подоспевший Джек Бейкер со словами «Welcome to the family, son» отправляет Итана в нокаут.

Вся Resident Evil 7: Biohazard про трэш и гротеск. Если кухня, то обязательно завалена стухшим человеческим мясом и кишит тараканами, если на наших глазах кого-то убивают или калечат, то обязательно крупным планом и довольно жестоким образом. Счетчик оторванных/отрезанных/отстреленных конечностей за время прохождения начал бы зашкаливать, будь он здесь. Как вишенка на торте выступает Маргарет, у которой под юбкой спрятан самый настоящий улей, из которого она, кхм, с характерными звуками «рожает» вертких и больно кусающих насекомых. Не каждому такое придется по нраву, многие могут посчитать, что все это мерзость ради мерзости. Я склонен полагать, что желание разработчиков постоянно вызывать отвращение у игрока работает на общую цель заставить его чувствовать себя максимально некомфортно как можно чаще. На впечатлительных людей должно подействовать.

Первое время, с того момента, когда страдалец, очнувшись, обнаружит себя за столом на семейном ужине Бейкеров, геймдизайнеры предлагают нам немного примитивного стелса. Вокруг расхаживает Джек с топором наперевес, раздосадованный тем, что мы вежливо отказались от предложенных его женой Маргарет угощений, а нам, в свою очередь, необходимо найти способ добраться до сравнительно безопасного места. Ничего сложного не ждет: уйти от преследования довольно просто, данный эпизод призван просто слегка взвинтить игрока, заодно показав, как Джек дьявольски силен, когда тот шутя проламывает стену.

После одного из самых запоминающихся событий, действия которого разворачиваются в гараже, нам снова вручат пистолет и отправят исследовать дом. Тут-то и повеет истоками серии. Крупная, разветвленная локация с массой запертых дверей, за которые можно попасть позже после нахождения определенных ключей, разнообразные укромные уголки с секретами то тут, то там и, что не менее важно, головоломки, сколь простыми бы они не были. Проработка окружения здесь также превосходного уровня: тесно заставленные мебелью и засыпанные различной мелочевкой комнаты, чье убранство давно покрыто многолетним слоем пыли и грязи, выглядят чертовски правдоподобно.

На месте и менеджмент инвентаря. Инвентарь не настолько ограничен как в классической трилогии и быстро увеличивается в объеме, но если захочется собрать все возможные ресурсы и предметы, то побегать к пресловутому бездонному ящику и обратно придется. В инвентаре, как и полагается, можно создавать полезные расходники: лекарства, патроны и так далее. Для этого нужно комбинировать специальную жидкость с материалами вроде пороха и зеленой и травы. Найдете усиленный вариант данной жидкости, который встречается реже — простор для крафтинга расширяется. Арсенал солидный: несколько пистолетов, два дробовика, самодельный огнемет, гранатомет и автомат. Мой личный фаворит — старое двухзарядное ружье, знатно бахающее и не оставляющее шансов посмевшим встать на пути глупцам.

Заниматься собирательством хочется: повсюду закрытые контейнеры, открываемые одноразовыми отмычками, запертые двери манят раздобыть ключ и обязательно вернуться позже. Что же там ждет? Может быть, новое оружие? Или какая-нибудь записка, проливающая свет на предысторию? Очень часто бонусом накинут коробку-другую патронов или несколько горшков зеленой травы.  Все это плюшкинство позже выльется в избыток ресурсов: ближе к концовке игры ящик ломится от накопленного добра, патроны и аптечки уже попросту некуда девать.

Вскоре придется столкнуться лицом к лицу с рядовыми противниками (ну не всю же игру отбиваться от полубессмертных Бейкеров) — плесневиками, пришедшими на замену классическим зомби и больше напоминающими врагов из первой Revelations. Создания из черной плесени, хоть и сохранили привычные две руки, две ноги и голову, но внешне совсем не похожи на людей. Их тела состоят из черной тягучей субстанции, а головы украшают акульи пасти с множеством острых зубов. Стрелять им куда-то кроме головы контрпродуктивно: их рыхлые туловища — настоящие губки, впитывающие пули, а отстреленные конечности не являются для них помехой. Реальную угрозу они представляют только в самом начале, но когда игрок наловчится хорошим выстрелом из дробовика превращать их головы в мутно-желтые брызги, проблем с ними, в целом, не будет. И это довольно грустно, ведь монстров снабдили разными паттернами поведения и парой-тройкой атак, которые меткий игрок с неплохой реакцией может никогда и не увидеть. Например, они умеют увиливать из перекрестья прицела, могут атаковать издалека, неестественно вытянув руки, а передвигающаяся на четырех конечностях шустрая разновидность плесневика может ловко ползать по стенам и потолку. Конечно, они могут попытаться взять количеством или подкрасться сзади, но такие ситуации в игре редки.

Битвы с боссами получились в основном напряженными, но качество все же неровное. Совершенно дикая дуэль на бензопилах с Джеком в замкнутом пространстве может изрядно пощекотать нервы, а схватка с Маргарет в теплице помимо демонстрации бесстыдного боди-хоррора заставит озираться по сторонам. Оставшиеся же серьезные конфронтации бедны на выдумку, финального же босса мы просто методично расстреливаем из всего, что есть, стоя на месте. И нет, это не какой-то эксплойт, это единственный предусмотренный игрой метод. Как говорится, не дожали. И не только в этом плане.

Первая половина игры со злоключениями Итана в имении Бейкеров держит очень высокую планку вовлечения игрока в процесс, все самое запоминающееся в сюжетном и событийном плане происходит именно здесь. Но близясь к финалу игра начинает прилично проседать: на последующих локациях и посмотреть будет почти не на что, а порешать что-либо или поисследовать тем более. Финальный уровень так и вообще «кишка»: иди себе прямо, да и стреляй по группам плесневиков разной численности на пути к той самой абсолютно безыдейной схватке с последним боссом. Впрочем, в подобных грехах можно обвинить и другие игры серии.

Но больше всего огорчает одна поганейшая особенность интерфейса: кровавые пятна на половину экрана, появляющиеся при получении даже минимального урона. Пускай наручные часы со статусом здоровья показывают, что оно почти в полном порядке — извольте тратить лекарство, чтобы избавиться от этих назойливых кровоподтеков, мозолящих глаза. Откровенно неудачное решение. С другой стороны, на нормальном уровне сложности вы сможете изготовить этих целебных «зелий» в избытке.

Для того, чтобы показать игроку события, произошедшие до прибытия Итана Уинтерса в Луизиану (либо происходившие не с ним), разработчики придумали интересную идею с видеокассетами. Находим видеокассету, вставляем ее в плеер и вот мы уже в шкуре другого персонажа в ином месте и в иное время. Игрок не просто сторонний наблюдатель, а полноценный участник происходящего на пленке, вообще Capcom в этой части постарались как можно реже отбирать управление и показывать заставки. Самая интересная из записей включает в себя довольно продолжительную секцию, состоящую исключительно из головоломок.

***

Отдельные элементы Resident Evil 7 проработаны плохо, некоторые эпизоды откровенно слабы, но целое — есть сумма составных частей, а хорошо изготовленных деталей тут больше. Как целое, данная игра оставляет после себя положительное впечатление своей неплохо рассказанной историей, разворачивающейся в детальном мире, затягивающим игровым процессом и хорошей постановкой. Дополнительное очко уходит создателям за смелую и успешную попытку расшевелить серию, ставшую несмешной пародией на саму себя.

Добавить комментарий